Анри Матисс

Художник Анри Матисс - биография и фото картин

художник Анри Матисс

За четыре часа до окончания 1869 года, в семье зажиточного торговца зерном из французского городка Ле-Като-Камбрези появился на свет мальчик Анри Эмиль Бенуа. Всему миру он известен как Анри Матисс — несостоявшийся лавочник и юрист, великий художник и скульптор.

От карьеры присяжного поверенного его избавили аппендицит и увлечение матери росписью по керамике. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Основы мастерства он постигал в школе рисунка для чертежников Ecole Quentin de la Tour, а после переезда в Париж — в частной академии Жюлиана, куда охотно принимали и любителей. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.

В поисках собственного стиля Матисс осваивает различные техники живописи. Анри регулярно посещает Лувр, копируя полотна мастеров прошлого: замечательного колориста Шардена, старых фламандцев, художников эпохи Возрождения. Художественная эволюция Матисса — попытки найти себя в импрессионизме, подражании японской живописи, дивизионизме, фовизме, занятия скульптурой, создание эскизов для гобеленов и работы в технике декупажа.

Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Художник Джон Питер Рассел открыл для него теорию цвета, творчество Моне, Писсаро, Дега, Ван Гога, после чего последовал период работы в стиле импрессионистов. Огромным авторитетом для Матисса и многих художников его поколения был Сезанн, которого называют отцом современного искусства. После поездки в Сен-Тропе с неоимпрессионистами Синьяком и Кроссом пришла пора картин, написанных характерными для пуантилизма точечными мазками. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».

Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Посетители Осеннего Салона 1905 года восприняли его в штыки из-за неприемлемой   палитры и отступления от привычных канонов. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. А его  принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Матисс и Дерен, ставшие лидерами фовизма, считали его возвратом к чистоте изобразительных средств, к первичным элементам — желтым, красным, синим. Приобрели нашумевший шедевр коллекционер и меценат Лео Стайн и его сестра Гертруда, известная американская писательница. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Цены на его работы и интерес к ним стали расти.

Признание и весомую материальную поддержку художник получил от купцов и коллекционеров из России И.А. Морозова и С.И. Щукина. Панно «Музыка» и «Танец», созданные по заказу последнего, являются украшением коллекции Эрмитажа.

Восточная тема появилась в работах Матисса после посещения Марокко в 1911-1912 гг. и выставке произведений мусульманского искусства в Мюнхене 1903 года. И без того яркая палитра художника стала еще более насыщенной и теплой. Экзотические мотивы и сюжеты присутствовали в его творчестве долгие годы, магически действуя на публику.

Поражает обилие используемых Матиссом для достижения максимальной выразительности приемов. Акцентированные цветовые контрасты, линейно-плоскостная композиция, просвечивающий холст и слитность с ним накладываемого изображения, прием переходных тонов и незаконченности деталей, нюансировка пластических форм.

В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Проблемы с сердцем, рак кишечника лишили его возможности трудиться так же активно, как прежде. Операция 1941 года продлила его жизнь на 13 лет, но значительную часть времени он был вынужден проводить в инвалидной коляске или постели. Творить он не переставал до конца. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Лучшим своим творением Матисс считал фрески и витражи Капеллы Чёток в коммуне Ванс недалеко от Ниццы, работа над которыми была завершена в 1951 году.

Умер великий художник 03.11.1954 в результате сердечного приступа. Ему было 84 года.

КАТЕГОРИЯ: BestFotoPoster.ru -> РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН -> Анри Матисс