Рембрандт Харменс ван Рейн

Художник Рембрандт Харменс ван Рейн - биография и фото картин

Художник РембрандтБиография голландского художника Рембрандта ван Рейна, прожившего — историю великого таланта, рождения сотен шедевров, трагических потерь и заслуженного бессмертия. По нынешним меркам, он ушёл из жизни не в самом преклонном возрасте, прожив всего 63 года (1606-1669). Из приписываемых мастеру 800 полотен несомненное авторство по данным «Исследовательского проекта Рембрандт» подтверждено в отношении лишь 350 картин.

 

О детстве художника известно не так уж много. Отец, Хармен Герритсзоон, был мельником, которому приходилось немало трудиться, чтобы прокормить девятерых детей. Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Важность просвещения осознавали представители всех сословий, в результате чего уровень образования здесь находился на том уровне, которого иные страны смогли достичь лишь через пару веков. Поголовная грамотность, владение иностранными языками стали возможными благодаря внедрению системы народных школ. Лейденский университет, основанный 540 лет тому назад после спасения города от испанских захватчиков Вильгельмом Оранским, стал одним из лучших учебных заведений в мире.

 

Именно сюда Рембрандт поступил в 14 лет после окончания Латинской школы. Рвения к учёбе он не выказывал, гораздо больше его интересовало искусство. В 16 лет он получил первые уроки живописи в мастерской Якоба ван Сваненбюрха. Спустя 3 года, уже в Амстердаме, его наставником стал Питер Ластман. Его работы, равно как и полотна Караваджо, позволили ему разобраться в секретах точной передачи мельчайших нюансов. Ластман помог юноше освоить также и профессию гравёра.

 

Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала. Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. Недостатка в моделях у него не было: на эскизах и набросках появлялись его родные, близкие, он сам. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины. Подобный источник заработков станет на долгие годы отличным финансовым подспорьем для его собственной семьи, которую он создал в 1634 с дочерью бургомистра Саскией ван Эйленбюрх. Благодаря положению её семьи Рембрандт оказался вхожим в дома известных и богатых жителей Амстердама, охотно заказывавших ему свои портреты. Приличные доходы позволили обзавестись домом, для оформления которого было приобретено немало произведений искусства. Саския стала музой и любимой моделью художника. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная». Но в 30 лет она скоропостижно скончалась от туберкулёза, так как ослабленный из-за частых родов организм не смог противостоять подтачивающей его болезни. За годы совместной жизни Саския подарила художнику четверых детей, из которых выжил лишь один — Титус. Её место рядом с безутешным вдовцом на 6 лет заняла кормилица единственного сына Гертье Диркс. После расставания с ней рядом с художником появляется юная Хендрикье Стоффельс, скрасившая закатные годы его жизни.

Рентгенографические исследования позволили узнать, что во внешности Данаи использованы черты обеих близких художнику женщин — Саскии и Хендрикье. Было установлено также, что изменилось выражение лица ангела в изголовье лежащей женщины, направление её взгляда, исчез золотой дождь. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. В 1985 на «Данаю» было совершено покушение. Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида.

 

Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи. К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. Гениальное ли чутьё тому виной или наставления учителей, но расположение фигур на картинах Рембрандта подобного вида не выверено математически, как это было принято. Оно произвольно, комфортно глазу. Персонажи готовы ожить в любой момент. Использование новаторских приёмов поначалу способствовало невероятному взлёту популярности художника. В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. Филигранность использования им техники светотени, динамичного штриха, сухой иглы и затяжки можно отметить и в офортах, которые приносили ему немалую прибыль. Один из секретов Рембрандта: к основным персонажам он приступал только после тщательной прорисовки фона и мелких деталей. Волосы у моделей получались очень достоверными благодаря нанесению штрихов острым кончиком кисти на сырую краску.

 

Групповой портрет в Голландии XVI—XVII вв.— относился к коммерческим жанрам живописи. Заказчики не только оплачивали картины, но и присутствовали на них. Сюжетом традиционно становилось какое-либо неординарное событие. Одним из шедевров Рембрандта в этом жанре стало полотно «Ночной дозор» (1642), роковым образом изменившее его судьбу.

История картины полна драматизма. Отряд гражданского ополчения, заказавший Рембрандту «Ночной дозор», остался им категорически недоволен. Замена стандартного парадного портрета на полотно с ярким историческим сюжетом показалась им недопустимой. На картине помимо лиц 18 заказчиков присутствовало 16 лишних человек, вытеснивших, по мнению ополченцев, главных героев на задний план. Среди «ненужных» персонажей можно найти и самого художника.

 

За «Дозор» долго не хотели платить, впоследствии не раз пытались уничтожить при помощи ножа и серной кислоты. Начался трагический период и в жизни самого художника. Негативная реакция Стрелковой гильдии повлекла за собой отток заказчиков, предательство учеников, смерть Саскии. Заказов практически не было, его гораздо больше начали привлекать сюжеты религиозного содержания. Материальные затруднения чуть не довели его до долговой тюрьмы.

 

Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными. Работы последнего периода отличает драматичность, глубокий психологизм, преобладание библейских сюжетов. Предельная достоверность в изображении душевных переживаний достигается при помощи изобразительных средств. Тончайшие переходы света и тени, преобладающая золотисто-коричневая гамма с драматичными вкраплениями красного создают эффект таинственного мерцания. Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына». Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора».

 

Конец жизни художника был ознаменован чередой нескончаемых потерь. Не дожив до 40 лет, покидает этот мир любимая Хендрикье. В 27 лет уходит из жизни Титус, а вскоре умирает и его жена. Перенести горечь утрат, разорение, невозможность расплатиться со своими кредиторами Рембрандт оказался не в силах. В октябре 1669 его не стало.

КАТЕГОРИЯ: BestFotoPoster.ru -> РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН -> Рембрандт Харменс ван Рейн