Художник Леонардо да Винчи - биография и фото картин

Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи, родившийся 15 апреля 1452 года, был наделён талантами сверх меры и использовал их по максимуму. Незаконнорожденный сын преуспевающего нотариуса не смог бы стать продолжателем династии или рассчитывать на иную престижную карьеру. Но судьба уготовила ему совсем иную судьбу. В три года его отец Пьеро разлучил маленького Леонардо с матерью Катериной, и перевёз его из селения Анкиано в город Винчи. Отсюда и его имя. Частица «да» в нём означает «родом из».

Легенд и домыслов по поводу личности его матери немало. По некоторым данным она была привезённой с Востока невольницей, иными словами, рабыней, которую взяли в богатый дом для услужения господам. О жизни женщины, которая в большинстве биографий художника удостаивается лишь пары слов и звания обычной крестьянки, можно написать целую книгу. Она горячо любила своего удивительного сына, он также испытывал к ней удивительно тёплые чувства несмотря на принудительную разлуку в раннем возрасте. Доподлинно неизвестна и её национальная принадлежность. Некоторые исследователи предполагают наличие у матери Леонардо славянских корней, кто-то собирает доказательства её еврейского происхождения. Одним из них может служить тот факт, что записи Леонардо осуществлялись с конца тетрадей, в зеркальном отражении, справа налево. Мать была не просто грамотной, но и достаточно образованной женщиной. её рассказы о Востоке остались в памяти художника и подпитывали искренний интерес к нему в течение жизни. Оказавшись в семье отца, он продолжил обучение в начальной школе Винчи — scuola d'abaco. Чуть позже Леонардо с большим успехом прошёл курс математики.
Переезд с семьей отца во Флоренцию только облегчили выбор профессии. Даже воздух этого итальянского города словно пропитан искусством. Потому решение отца сделать Леонардо художником не противоречило устремлениям его творческой натуры.
Первым учителем живописи в 1466 году стал известный художник и скульптор Андреа дель Верроккио, который помог освоить различные техники рисунка, выполняя их при помощи пера, серебряного и итальянского карандаша и сангины. Вероккио ещё на начальном этапе признал несомненный талант да Винчи. Леонардо принимал участие в написании полотна «Крещение Христа». Помощь подмастерий при создании картин маститыми живописцами была обычной практикой. Изображение ангела получилось у молодого художника столь достоверным, что впоследствии ему неоднократно пришлось «ассистировать» мэтру в его мастерской. Он одним из первых начал использовать в работе только что изобретённые масляные краски. Они позволяли достичь яркости и насыщенности цвета по сравнению с традиционно применявшимися до того темперными красками.
В этот период Леонардо не только совершенствуется как живописец и скульптор, но и уделяет большое внимание самообразованию. Он активно осваивает гуманитарные и естественные науки, изучает свойства и возможности различных материалов. В сферу его интересов входят металлургия и химия.
В 1472 году да Винчи вступает в гильдию живописцев имени Святого Луки. В 1476 открыл свою мастерскую. К этому периоду относится неприятная история, связанная с обвинением в содомии. Гений эпохи Возрождения мог погибнуть на костре, но был оправдан и избежал ужасной участи.
Один за другим поступают крупные заказы: «Святой Иероним» и «Поклонение волхвов». Параллельно Леонардо отдаёт много времени занятиям музыкой. Эта его ипостась не столь известна широкой публике, а ведь в некоторых документах род его занятий обозначен именно как музыкант. Любимым инструментом была лира де браччо, звучанием которой он наслаждался, вдохновенно импровизируя без нот. По заказу Лоренцо Медичи он даже изготовил одну из серебра в виде головы лошади. Одна из многочисленных загадок, оставленных потомкам, — зашифрованные на живописных полотнах с помощью специальных цифровых кодов мелодии. В их числе «Тайная вечеря» и «Джоконда». Существует предположение, что на картине «Портрет музыканта» он изобразил самого себя таким, каким он был в молодости.
Среди бумаг Леонардо найдены проекты не только технических изобретений, но и музыкальных инструментов. Лишь недавно удалось воплотить в жизнь один из них. В Польше по чертежам живописца было создано смычковое пианино, в звуках которого угадывается и виолончель. А сколько ещё задумок ждут своего воплощения.
С 1482 начинается миланский период Леонардо при дворе Лодовико Сфорца. Герцог Миланский был выдающимся правителем и тираном. Подъем экономики, сельского хозяйства и торговли, успехи во внешней политике, развитие культуры, печати, точных и естественных наук. Среди приглашённых ко двору талантливых людей оказался и да Винчи. Однако огромный его потенциал использовался очень однобоко, оплата за работу не соответствовала его уровню и вкладу.
Сфорца видел в нём лишь организатора праздников и распорядителя пиров с функциями инженера, архитектора и конструктора. Интересный факт: одно из самых популярных блюд, предложенных вегетарианцем Леонардо для праздников (он был ко всему прочему ещё и искусным кулинаром), — мясная нарезка, покрытая овощами.

Леонардо предлагал герцогу множество изобретений, относящихся к разным сферам, но не находил поддержки и понимания. Касалось ли это создания новых видов оружия и транспортных средств, проектов гражданских сооружений и строительства чистого и безопасного для жителей нового города с правильными пропорциями улиц и грамотно продуманными коммуникациями. Актуальность этой работы была очевидна, учитывая недавнюю эпидемию чумы, выкосившей десятки тысяч обитателей города. Увы …
Шедевры раннего периода творчества да Винчи — «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта». Их отличает совершенная техника живописи и безупречное построение композиции. Любовь матери к маленькому ребёнку передана с удивительной нежностью, от картин словно исходит тёплый свет. При подборе цветовой палитры художник отошёл от привычных для подобного рода сюжетов канонов, добившись тем самым гармонии разных оттенков цветового спектр, объёмности и тончайшей передачи светотени. Большое значение имело использование масляных красок, позволяющих добиться максимальной выразительности.
Идея росписи стены трапезной в миланском монастыре ордена доминиканцев Santa Maria delle Grazie принадлежит Сфорца. «Тайная вечеря» — одно из знаковых произведений в творчестве Леонардо, работа над которой была начата в 1495 году и закончилась через 3 года. Мастерство Леонардо позволило ему передать все нюансы душевного состояния всех участников последнего ужина Иисуса Христа, предчувствие грядущего предательства.
В своей работе Леонардо прибегнул к разным интересным приёмам. В различных фрагментах картины был использованы принцип золотого сечения, расположение фигур в виде волнистой линии. Сопоставление фигур позволило акцентировать эмоциональное состояние и характер каждого персонажа. Приём линейной перспективы для создания иллюзии глубины пространства применялся и предшественниками Леонардо. А вот термин «воздушной перспективы» и его описание предложил сам да Винчи. Суть его состоит в обобщении предметов на заднем плане, их размытости и меньшей чёткости. Детали словно окутаны еле заметной дымкой. Именно такой эффект иллюзорности присутствует на росписи.
Ещё один шедевр гениального итальянца — психологический портрет «Джоконда» — был создан уже после возвращения его во Флоренцию. О загадке улыбки Моны Лизы, её таинственном взгляде любители искусства спорят на протяжении нескольких веков, придумывая самые невероятные версии относительно личности дамы, изображённой на портрете. По официальной версии это Лиза Герардини, жена торговца из Флоренции. Принципом Леонардо было неустанное движение вперёд, отсутствие статичности как в жизни, так и на живописных полотнах. С помощью новаторских или хорошо освоенных классических приёмов он гениально передавал ни на минуту не прекращающееся течение жизни с её полутонами, еле заметными переходами. Именно потому люди и явления природы на его полотнах кажутся живыми. Именно потому так влечёт всех неуловимая улыбка Джоконды.
Во время пребывания в Милане да Винчи становится основателем Художественной Академии. В написанном для студентов труде «Trattato della pittura» — подробный рассказ о секретах живописи, важности точной передачи особенностей анатомии человеческого тела в статическом положении или в динамике, выбора правильной перспективы.

Несмотря на огромное количество рисунков, эскизов, набросков при его жизни были опубликованы те, что были созданы для иллюстраций к книге знаменитого математика Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии и пропорций». Благодаря любви Леонардо к точным наукам, его таланту инженера и конструктора было создано огромное количество проектов. Да Винчи считается изобретателем парашюта, велосипеда, подшипников, танка, акваланга, лыж, устройства для намотки ниток на катушку, пулемёта, автомобиля, летательных аппаратов и многих других известных в настоящее время предметов. Рисунок «витрувианского человека», сопровождаемый пояснениями мастера, считавшего эту работу научным трудом, рассматривается как образец «канонических пропорций».
Леонардо по своей сути всегда оставался учёным-исследователем, всегда стремившимся постичь и создать новое, фонтанировавшим массой идей. Оттого, быть может, в его багаже есть незаконченные произведения. Слишком сильна была жажда перемен и движения вперёд.
В конце жизни художник переехал во Францию по приглашению короля Франциска I и практически не занимался рисованием. Много времени он уделял работе над книгой о живописи, которую не успел закончить, оставив после себя громадное количество рукописей, изобретений, научных трудов и картин. Скончался Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года.

 

КАТЕГОРИЯ: BestFotoPoster.ru -> РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН -> Леонардо да Винчи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить